четверг, 9 августа 2012 г.

Эрхард Бланкенбург (Erhard Blankenburg). Европейские индикаторы юстиции.

Эрхард Бланкенбург (Erhard Blankenburg). Европейские индикаторы юстиции. Из: Wie wirkt Recht? Michelle Cottier/Josef Estermann/Michael Wrase (Hrsg.) Ausgewählte Beiträge zum ersten gemeinsamen Kongress der deutschsprachigen Rechtssoziologie-Vereinigungen, Luzern 2008

Автор в статье рассматривает проблему реформы системы юстиции – правоохранительной и судебной - в Евросоюзе (ЕС), в условиях расширения ЕС. При этом, он отмечает, что приеме новых стран в Евросоюз на первом месте стояли исключительно правовые условия, а эволюция системы юстиции и ее оценка концентрировались на принятии необходимых законов и подзаконных актов. И если принятие комплекса нормативно-правовых актов происходит в установленные сроки, то институты юстиции, ответственные за применение права, меняются медленно. Статья концентрируется на сравнении бюджета органов юстиции, числа судей и адвокатов. Данные, приведенные в статье, являются основанием для дальнейшей дискуссии и призваны обозначить ее возможное направление.
Распределение бюджета между криминальной и цивильной юстицией, социальной правовой помощью и тюрьмами, по мнению автора, можно считать показателем приоритетов в реальной правовой политике.
Центральным требованием реформ в посткоммунистических землях являлось создание административных судов для обжалования решений государственных органов.
Отмечены особенности регистрации преступлений и количестве гражданских и административных дел в различных странах (и их непопадание/попадание в судебную статистику).
Основные индикаторы политики государства в области юстиции (источником данных для автора являются отчеты Европейской комиссии по эффективности юстиции (CEPEJ сайт):
1. Численность юстиции/бюджет
2. Чистые расходы на юстицию (расходы за вычетом доходов системы юстиции за счет пошлин)
3. Соотношение адвокатов и судей
4. Число профессиональных судей и прокуроров, годовой доход судей (начинающего и занимающего высший пост) и сравнение дохода только назначенного судьи со средним годовым доходом в стране
5. Поступающие дела (иски) в суда по гражданским делам 1 инстанции и административные суды в расчете на 1000 жителей.
6. Уровень преступности (зарегистрированные полицией эпизоды, рассмотренные судом дела, заключенные на 1000 жителей).
7. Процент обжалований в гражданских судах, средняя длительность рассмотрения гражданского дела в первой инстанции (в днях), средняя длительность процесса до исполнения решения (в днях).
Проанализировав эти показатели, автор формирует следующие группы стран:

1. Германия и Австрия занимают лидерство по бюджетам систем юстиции и количеству лиц, занятых в этой сфере. Большую численность имеют также Чехия, Венгрия и Словения, перенимающие немецко-австрийскую традицию судопроизводства. Однако низкий общий уровень экономического развития не позволяет обеспечить высокую зарплату (прежде всего на высоких должностях, зарплаты начинающих судей выше средних по стране). В итоге для этих посткоммунистических стран характерным является, наряду с высокой численностью занятых в юстиции, длительность рассмотрения простых дел и высокая доля обжалованных решений.

2. Наиболее длительное рассмотрение (включая исполнение решений) гражданских дел в Словении и Польше (около 1000 дней). При этом, для Словении это удивительный результат, поскольку она еще во времена Югославии удовлетворяла высоким стандартам судопроизводства, имеет большое число адвокатов и судей, экономически развивается быстрее всех восточных стран. Польша, напротив, сохранила типичную «коммунистическую» систему с небольшим бюджетом для системы юстиции, большим числом юристов, но невысоким процентов юристов, допущенных в качестве адвокатов.

3. Италия, Португалия и Греция образуют группу стран с большим числом адвокатов и по сравнению с ними невысоким – судей и персонала. Через систему проходит много дел, рассматривающихся сравнительно долго и с высоким процентом обжалований. Испания с такой же ("среднеземноморской") системой имеет большую эффективность.

4. Франция со своей особой системой набора судей (централизованный набор и последующая государственная поддержка) и строгим контролем над допуском адвокатов имеет небольшой бюджет и средние для западно-европейских стран количество рассматриваемых дел и длительность рассмотрения.

5. Голландия имеют систему юстиции, отличную от остальных в Европе. При небольшом количестве судей и персонала она характеризуется небольшой долей обжалованных решений, очень коротким временем рассмотрения (39-50 дней от поступления иска до исполнения решений по простым гражданским делам). В период с 1995 по 2006, количество процессов возросло в 3 раза, что было связано с изменением политики государства. Кроме того, в Нидерландах сохранена эффективная система социальной юридической помощи. За двадцать лет Нидерланды по статистическим показателям переместились от скандинавских стран к западно-европейским.

Оригинальный текст статьи (на немецком языке) Оригинал