суббота, 31 мая 2014 г.

Сокращенное дознание

В 2013 году в России ввели институт сокращенного дознания. Тогда мы считали это легализацией существующей практики и предсказывали масштабное применение. В прогнозе ошиблись - на пути масштабного применения сокращенного дознания встала прокуратура, рисковавшая возвратами из суда по ст. 237 УПК РФ, то есть своими отрицательными показателями. В суд в такой форме дознаватели МВД смогли направить 2000 дел из 346000 расследованных дознавателями.

Но МВД продолжает искать пути снижения затрат времени на расследование очевидных дел.
Закончилось общественное обсуждение изменений в институт сокращенного дознания: законопроект и пояснительная записка тут

На первый взгляд - в проекте самая масштабная реформа процесса (с подготовкой отмены стадии ВУД фактически) со времени введения нового УПК.

Несколько пунктов о том, как это может выглядеть на практике.




1. Поступило заявление, сразу/почти сразу известно кто, человек признает,
2. Руководитель дает поручение о проведении дознания в сокращенной форме
3. В течении 10 дней проводится доследственная провека (по сути – все действия только те, что возможны до возбуждения УД)
4. Выносится обвинительное постановление, в котором излагается обвинение, возбуждается дело, выполняются все процессуальные действия (признание потерпевшим и т.д.)
5. Допрашивается обвиняемый, он же знакомится с материалами
6. Дело передается прокурору –
7. Прокурор утверждает (тут же может исключить пункты обвинения или заменить обвинение на менее тяжкое) / не утверждает и возвращает для полного расследования
8. Дело переходит в суд, где рассматривается в общем порядке (раньше был предусмотрен особый).

Мне напоминает это по сути западную европейскую модель с одной стороны:
- объяснения, заключения специалистов, осмотр места происшествия, освидетельствование и практически все, то есть менее формальное расследование;
- прокурор может варьировать объем обвинения;
- полноценное судебное разбирательство.

С другой стороны - это все те же попытки легализовать этап доследственной проверки как основной. Еще напоминает "протоколки" временен до УПК (но тут я не уверена, хотя интересно - какие ассоциации будут у остальных: это движение в сторону упрощенной модели расследования (где нет следствия, как такового), условная "европейская модель" или "советские протоколки"?
Препятствием на пути фактической реализации: как раньше опасность для показателей прокуратуры. Но если раньше суд, если человек отказывался от признания, возвращал дело прокурору, т.е. по 237 УПК, то сейчас это не ясно. Ст. 237 УПК РФ законопроект не трогает (возможно это технический промах), но статьи, где были основания возврата (в самой главе о сокращенном дознании) убрали. Поэтому думаю, что суды будут по прежнему «если что» возвращать, а прокуроры – требовать не расследовать так дела (им то какая разница, сколько времени тратят дознаватели).

Тем не менее - такие законопроекты обсуждать стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий