суббота, 13 сентября 2014 г.

Круглый стол "Истина в юрисдикционных производствах"

Прогрессивные и неравнодушные юристы из МАСП провели 12 сентября круглый стол, поводом к которому стала инициатива Следственного комитета о внедрении в УПК РФ института объективной истины.

Видеозаписи выступлений здесь
(как минимум стоит послушать Александра Витальевича Смирнова,  я вот пропустила в живую и с огромным интересом дослушала сейчас)

Из интересных тезисов и общих итогов, в том числе не вошедшие в записи:
1. Закон в редакции СК, конечно не об установлении истины, а о том, чтобы "если что" возвращать уголовные дела на суде.
2. Процесс сейчас очень формализован. Очень осторожно, но звучало, что все-таки переход к "полицейскому расследованию" может быть правильным вариантом.
3. Истина понятие философское - но ведь есть ст. 73 УПК РФ и понятие  предмета доказывания разве этого мало практикам?
4. Судья в современных условиях и не может не быть активным участником процесса, так как адвокаты и государственные обвинители работают плохо. (впрочем, об этом можно услышать и в выступлении Смирнова - что делать судье, если по закону надо что-то делать, а обе стороны молчат?)

Что мне кажется важным, кроме того, на чем я остановилась в своем выступлении:
- есть большой конфликт для судей, когда они уверенны в виновности человека, но дело расследовано плохо. Оправдывать "рука не поднимается", вот и закрывают глаза или доделывают работы за других (мы о хороших вариантах). И это проблема кризиса государственного института правосудия. Судебное производство, где судьи компенсируют неработоспособность других институтов (что предварительного следствия, что гособвинения,  адвокатов) - не может быть эффективным.
- есть конфликт между "самой правильной системой для рассмотрения каждого конкретного дела" и "самой правильной системой для формирования информации для правильной уголовной политики и контроля преступности". Нагрузка на систему сейчас почти максимально ей переносимая - это от 2 до 2,5 млн. возбуждаемых уголовных дел в год, около 1 млн. "раскрываемых" преступления, около 900 000 подсудимых. По прежнему считаю, что при такой регистрации мы знаем о преступности примерно столько: нисколько. Особенно если мы уберем из регистрируемой преступности "инициативно" выявляемые правоохранительными органами дел. И решать ее когда-нибудь придется. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий